Новости

Минэкономразвития предлагает реформировать систему госконтроля в России

Контрольно-надзорные органы — ФАС, Роскомнадзор и прочие — должны будут учитывать, как проводимые ими проверки сказываются на состоянии компаний

Контрольно-надзорные органы государственной власти должны будут учитывать, как проводимые ими проверки сказываются на состоянии компаний. Сейчас их цель — найти нарушителей, а должна стать минимизация потенциальных угроз. Концепцию реформы контрольно-надзорной системы в стране разработало Минэкономразвития России, пишет РБК daily.

Проект концепции законопроекта «О государственном и муниципальном контроле (надзоре)» разработан в соответствии с поручением президента и в настоящее время разослан в заинтересованные ведомства для сбора предложений, после чего будет организовано общественное обсуждение.

Основная цель, декларируемая документом, — установление «системообразующих правил организации и осуществления» надзора и контроля в России.

В частности, «развернуть» контролирующие органы лицом к бизнесу предлагается с помощью специальной оценки негативных экономических последствий от контрольной деятельности. В законопроекте впервые будет учитываться экономический эффект от деятельности компании при оценке целесообразности контроля.

Одна из главных новелл документа — планирование контроля пропорционально риску причинения вреда. «Частота проверок и (объем) задействованных в них ресурсов должны быть пропорциональны уровню риска», — отмечается в законопроекте, а сам контроль должен быть нацелен на уменьшение риска.

Прямые затраты на проверки из бюджетов всех уровней в 2012 году составили 69 млрд. рублей, при этом практика показывает, что большая часть проведенных проверок (84%) не выявляет нарушений, представляющих угрозу.

Международный опыт предполагает контроль за бизнесом на основе управления рисками, отмечают в Минэкономразвития. Это также позволяет сократить госрасходы. Такие методы успешно используются в Австралии, Великобритании, Италии и других странах. В прошлом году, отмечается в документе, понятие риска и его оценки было введено и в соответствующий закон Казахстана. Там частота плановых проверок поставлена в зависимость от степени риска и варьируется от раза в квартал до раза в пять лет для разных субъектов. А некоторые виды деятельности, полагает Минэкономразвития, можно вообще избавить от плановых проверок.

Алгоритмы проверок должны быть унифицированы. Все виды госконтроля и надзора законопроект сведет в единый закрытый перечень с четким разграничением между федеральным, региональным и муниципальным уровнем. А сами меры должны стать в большей степени превентивными и в меньшей — репрессивными.

Целью проверок, по новой концепции, должна стать минимизация негативных общественно опасных последствий. Соответствующей должна стать и система оценки эффективности работы контролеров. Предлагается сразу два различных маркера: эффективность и результативность контроля. Под эффективностью предлагается понимать выявление максимального количества нарушений, создающих угрозу причинения вреда, в соотношении с потраченными ресурсами.

Оценивать деятельность контролеров должен уполномоченный орган исполнительной власти, говорится в законопроекте.