Новости

ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (период с 7 по 22 октября 2014г)

Государственной Думой РФ рассмотрены следующие законопроекты:

1.1. Законопроекты, принятые в третьем чтении

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект права законодательной

инициативы

Краткое содержание

  357559-6
О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

Президент Российской Федерации

Проектом федерального закона исключается в качестве единственного основания для возбуждения уголовного дела по статьям 198 — 1991 Уголовного кодекса Российской Федерации представление налогового органа. Закрепляется норма, предусматривающая при поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 1991 Уголовного кодекса Российской Федерации, обязанность следователя при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела не позднее трех суток с момента поступления сообщения направить в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), копию такого сообщения с приложением копий обосновывающих его документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам. Налоговый орган по результатам рассмотрения таких материалов в срок не позднее 15 суток с момента их поступления:

— направляет следователю заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам в случае, когда обстоятельства, указанные в сообщении о  преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа, а также  информацию  об  обжаловании  или  о приостановлении исполнения такого решения;

— информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента,  плательщика сбора) проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в законную силу;

— информирует  следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах в случае, если указанные в сообщении о  преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки.

После получения заключения налогового органа, но не  позднее  30 суток со дня поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 1991 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа заключения или информации при наличии  повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления

  540271-6
О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона предусматривается, что Российская Федерация оставляет за собой право не оказывать какой-либо помощи в отношении налогов других Сторон из любой из следующих категорий : налоги на доход, прибыль, прирост капитала или чистые активы, которые установлены от имени административно-территориальных единиц или местных органов власти Стороны; обязательные взносы на социальную защиту, уплачиваемые центральному правительству либо учреждениям социальной защиты, созданным в соответствии с публичным правом; иные виды налогов, за исключением таможенных пошлин, установленных Стороной, а именно: налоги на имущество, полученное в порядке наследования или дарения; налоги на использование или владение движимым имуществом, иным, чем автотранспортные средства.

 

1.2. Законопроекты, принятые во втором чтении

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект права законодательной

инициативы

Краткое содержание

  386407-6
О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона устанавливается обязанность кредитных организаций раскрывать неограниченному кругу лиц на своем официальном сайте в сети «Интернет» в порядке, установленном нормативными актами Банка России, следующую информацию о квалификации и профессиональном опыте работы членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, лиц, занимающих должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера кредитной организации, а также руководителя, главного бухгалтера филиала кредитной организации: фамилию, имя, отчество (если последнее имеется); сведения о профессиональном образовании; наименование занимаемой должности; сведения о трудовой деятельности.

 

1.3. Законопроекты, принятые в первом чтении

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект права законодательной инициативы

Краткое содержание

  555597-6
О промышленной политике в Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона определяются:

— ключевые понятия в сфере промышленной политики и промышленной деятельности;

— цели, задачи и принципы промышленной политики;

— полномочия субъектов общественных отношений, возникающих при формировании и реализации промышленной политики;

— особенности применения мер финансовой, информационной, консультационной поддержки, поддержки в области научно-технической и инновационной деятельности, поддержки в области развития кадрового потенциала, поддержки внешнеэкономической деятельности, иных видов государственной поддержки в сфере промышленной деятельности;

— территориальные аспекты развития промышленности.

В качестве особой меры стимулирования промышленной деятельности закрепляется инвестиционный контракт, который заключается между Российской Федерацией, в лице уполномоченного органа, и инвестором, принимающим на себя обязательства по созданию или освоению производства промышленной продукции на территории РФ и иные обязательства социально-экономического характера.

  552339-6
О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»

Депутаты Государственной Думы С.А.Гаврилов, В.И.Афонский и др.

Проектом федерального закона устанавливается в качестве обязательного условия членства арбитражного управляющего в СРО арбитражных управляющих отсутствие в течение трех лет до даты представления в саморегулируемую организацию заявления о вступлении в члены этой саморегулируемой организации факта применения к данному лицу меры дисциплинарного воздействия этой или иной саморегулируемой организацией в виде исключения из саморегулируемой организации арбитражных управляющих в связи с нарушениями Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, не устраненными в установленный саморегулируемой организацией срок или носящими неустранимый характер.
  607554-6
О внесении изменений в Федеральный закон «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»

Депутат Государственной Думы В.А.Поневежский

Проектом федерального закона вынесение иностранными судами судебных актов по делам, которые согласно законодательству Российской Федерации и заключенным ею международным договорам должны быть рассмотрены судом, арбитражным судом Российской Федерации, признается вторжением в компетенцию судов, арбитражных судов Российской Федерации, а также нарушением суверенитета Российской Федерации. Такие судебные акты иностранных судов признаются заведомо неправосудными.

Гражданам Российской Федерации и российским организациям предоставляется возможность получения компенсации за нарушение прав на рассмотрение дела компетентным судом Российской Федерации.

Для присуждения такой компенсации лицо, в отношении которого иностранным судом вынесен заведомо неправосудный судебный акт, должно обратиться в суд, арбитражный суд Российской Федерации с соответствующим заявлением.

  527250-6
О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации

Депутаты Государственной Думы А.М.Макаров, Г.Я.Хор и др.

Проектом федерального закона снимается ограничение, в соответствии с которым не облагаются налогом на доходы физических лиц только единовременные выплаты (т.е. не более одного раза в течение одного налогового периода), а также выплаты, связанные с возмещением расходов члена высшего органа управления некоммерческой организации, непосредственно связанных с его участием в работе высшего органа управления такой организации. Закрепляется возможность признания расходами на оплату труда начислений работникам, в том числе выходных пособий, производимых работодателем при прекращении трудового договора, предусмотренных локальными нормативными актами и (или) трудовыми договорами и (или) отдельными соглашениями сторон трудового договора, в том числе соглашениями о расторжении трудового договора, коллективными договорами (или) иными соглашениями, содержащими нормы трудового права. Признается амортизируемым имущество, передаваемое в безвозмездное пользование государственным и муниципальным органам и учреждениям. Расходы, связанные с безвозмездным предоставлением имущества (работ, услуг) таким органам и организациям включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
  555391-6
О стандартизации в Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона устанавливаются требования к национальной системе стандартизации, национальному органу Российской Федерации по стандартизации, техническим комитетам по стандартизации и документам по стандартизации. Предусмотрено право национального органа по стандартизации официально публиковать и распространять национальные стандарты, предварительные национальные стандарты, своды правил. В открытом доступе будут находиться национальные стандарты, обеспечивающие применение технических регламентов, национальные стандарты, применяемые при обязательном подтверждении соответствия продукции до вступления в силу соответствующих технических регламентов, а также национальные стандарты, включенные в перечень национальных стандартов, на которые были даны ссылки в нормативных правовых актах РФ, нормативных правовых актах Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», а также основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации.

 

 

 

 

2.     В Государственную Думу РФ внесены следующие законопроекты:

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект законодательной инициативы

612004-6
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации (в части консолидации норм законодательства Российской Федерации о банкротстве)

Проектом федерального закона закрепляется положения о привлечении к имущественной ответственности лиц, контролирующих кредитную организацию не позднее трех лет со дня признания кредитной организации банкротом. Увеличивается с трех до десяти лет срок, в течение которого привлекаемые к ответственности лица не вправе занимать должности руководителей кредитных организаций. При этом срок исчисляется со дня исполнения указанными лицами обязанности, установленной судебным актом о привлечении их к ответственности. Кроме того, законопроектом устанавливается право государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» по предложению Банка России принять участие в предупреждении банкротства банка, являющегося участником системы банковского страхования, при наличии у него признаков неустойчивого финансового положения, выявлении ситуаций, угрожающих интересам кредиторов и (или) стабильности банковской системы в целом. Такое участие будет осуществляться путем оказания финансовой помощи банку или лицам, приобретающим акции (доли в уставном капитале) банка, а также путем финансовой помощи в виде взноса в уставной капитал банка за счет средств Агентства. В связи с этим Агентству предоставляются дополнительные полномочия: право осуществлять действия, связанные с уменьшением размера уставного капитала банка до величины его собственных средств (капитала) или до одного рубля в случае, если размер собственных средств банка снизился до отрицательной величины, либо осуществлять действия, связанные с увеличением размера уставного капитала банка, в том числе принимать решение о размещении акций, утверждать решение о выпуске акций и отчет об итогах этого выпуска, принимать решение о внесении изменений в устав банка.

Правительство Российской Федерации

611997-6
О внесении изменений в статьи 16.2 и 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (об освобождении декларанта либо таможенного представителя от административной ответственности в случае самостоятельного выявления после выпуска товаров нарушений, допущенных при таможенном декларировании товаров)

Проектом федерального закона примечание к статье 16.2 КоАП РФ дополняется нормой, в соответствии с которой декларант либо таможенный представитель освобождается от административной ответственности, предусмотренной частью 2 указанной статьи, в случае самостоятельного выявления после выпуска товаров нарушений, допущенных при таможенном декларировании товаров, при соблюдении следующих условий: отсутствие выявленных административных правонарушений, предметом по которым являются товары, указанные в обращении; отсутствие задолженности по уплате таможенных платежей; в отношении таких товаров не проводятся проверочные мероприятия; сумма неуплаченных таможенных платежей в отношении товаров составляет не более одного процента от суммы уплаченных таможенных платежей в течение двенадцати месяцев, предшествующих дню обращения в таможенный орган.

Изменения, вносимые в статью 29.9, предусматривают процессуальное закрепление возможности принятия должностными лицами таможенных органов решения об освобождении лиц от административной ответственности в виде вынесения постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении в соответствии с примечаниями к статье 16.2 КоАП РФ.

Правительство Российской Федерации

618603-6
О внесении изменений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации (в части совершенствования администрирования налога на добавленную стоимость)

Проектом федерального закона предусматривается право налогоплательщика на принятие к вычету налога на добавленную стоимость на основании счетов-фактур, полученных покупателем по истечении налогового периода, в котором товары (работы, услуги) приняты на учет (перечислены суммы оплаты, частичной оплаты), но до срока представления налоговой декларации за указанный налоговый период, за налоговый период, в котором товары (работы, услуги) приняты на учет (продавцом составлены счета-фактуры на суммы оплаты, частичной оплаты). Увеличивается на 5 дней сроков представления в налоговые органы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и уплаты налога.

Правительство Российской Федерации

623874-6
О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации (об установлении правовых основ государственной поддержки опережающего социально-экономического развития регионов Российской Федерации)

Проектом федерального закона определяется правовой режим территорий опережающего развития (ТОР), условия и порядок их создания, устанавливаются меры государственной поддержки на таких территориях.

Законопроектом устанавливается, что ТОР создаются по решению Правительства РФ, которое содержит:

— перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых резидентам ТОР предоставляются меры государственной поддержки;

— минимальный объем капитальных вложений резидентов в осуществление соответствующих видов экономической деятельности;

— применение или неприменение на территории ТОР таможенной процедуры ОЭЗ, установленной законодательством таможенного союза;

— описание границ и максимальные размеры ТОР;

— срок существования ТОР.

На территории ТОР действуют особый режим землепользования; льготные ставки арендной платы, налоговые льготы и льготы по страховым платежам, особый режим государственного контроля (надзора), а также муниципального контроля и т.д.

Правительство Российской Федерации

 

3.    Правоприменительная практика

 

 

Конституционный Суд РФ 21 октября 2014 года в открытом заседании рассмотрел дело о проверке конституционности статьи 1594 Уголовного кодекса Российской Федерации (специализированные составы в таких сферах как предпринимательство, страхование, кредитование и т.д.).